Сторителлинг

 Недавно я открыл для себя одно из новых направлений в PR – сторителлинг. Оказывается, в некоторых западных корпорациях даже существуют специалисты по этому вопросу. Итак, что это такое?

Сторителлинг (от англ. слов «Story» и «tell») – буквально означает рассказывание историй. И, несмотря на то, что истории люди рассказывают друг другу на протяжении всей истории человечества, пристальное внимание корпорации обратили на этот фактор именно сейчас. С чем это связано?

В первую очередь, с развитием информационных технологий – радио, телевидения, интернета. Люди все больше и больше времени проводят у экранов телевизора или компьютера и все меньше общаются между собой. И, если в прошедшие времена, хорошие рассказчики пользовались всеобщим уважением и признанием, то в наш век их становится все меньше, а сила воздействия различных историй – увеличивается.

Как сторителлинг может быть использован для развития компании?

Работники любой компании всегда любят рассказывать друг другу истории о компании, о руководстве и значимых людях, о происшествиях и новостях. Для того чтобы в этом убедится достаточно заглянуть в курилку. Бороться с этим бесполезно, а вот использовать для блага компании возможно. Здесь используется принцип: «Если вы не можете остановить это безобразие, то надо его возглавить»

Итак, вот случаи, в которых он используется.

Во-первых, для того, чтобы обозначить миссию и цели компании и руководства не формально «на бумаге», а в более живой форме и на наглядных примерах.

Во-вторых, для обозначения негласных правил, действующих в компании.

В-третьих, для более быстрой адаптации новых сотрудников к реалиям работы.

И задача специалиста как раз и заключается в создании и продвижении корпоративных «мифов».

Один из примеров таких историй:

«Президент одной компании, штаб-квартира которой находится во Франции (названия я не называю), наконец-то нашел себе избранницу, с которой он собрался связать свою жизнь. И, после долгой подготовки к свадьбе, наступил день бракосочетания. Невеста прибыла в церковь. А жениха – все нет…

Проходит десять минут, двадцать, полчаса… Невеста – на грани истерики. И тут прибегает запыхавшийся жених. Все облегченно вздохнули… Проходит церемония, празднество. И невеста задает вполне естественный вопрос: что произошло? Почему он опоздал на свадьбу?

И жених рассказывает такую историю. Оказывается, он договорился встретиться с друзьями, с которыми он должен был приехать на свадьбу, на полпути по дороге в церковь. И он вышел заранее. И так спешил, что пришел на место встречи раньше своих друзей. И чтобы не маячить на улице, заглянул в магазин.

А в магазине он увидел, что – о, ужас! – продукция его компании расставлена не так, как нужно. Он попросил разрешения переставить ее по правилам мерчандайзинга. И так, как он привык доводить все до конца, он не мог уйти пока не сделал все так, как надо.

И поэтому чуть не опоздал на свою свадьбу»

Эта история всегда вызывает отклик у новых сотрудников. Часто противоречивый. И здесь важно понимать, что основная задача истории – вызвать эмоции и показать, какое отношение к работе культивируется в компании.

У сторителлинга уже выработались свои правила и законы. И свои технологии по созданию, распространению и закреплению в сознании сотрудников именно той информации, которая необходима компании. И можно прогнозировать, что в ближайшем будущем интерес к этому направлению будет только повышаться.

Успехов!

Александр Шульгин.