Когда в бизнесе закон Ньютона не работает (отрывок из семинара)

Очень часто мы забываем, что наш мозг может работать только в 2 направлениях: или искать причины, по которым нам не стоит что-то делать или же действовать, а потом обосновывать, почему у нас получился такой результат.

Время от времени я слышу от своих клиентов: «У нас эти методы не работают. У нас – особые клиенты, сфера деятельности, совсем другая ситуация, другой город или страна и т.д.». Нужное можете подставить сами. Самое интересное, что со стороны эксперта это выглядит приблизительно так: «В нашем городе (в нашем бизнесе) закон Ньютона не работает. У нас особые клиенты и сила притяжения – не для них!». Никто же не несет подобный бред. Почему же тогда в вопросах бизнеса люди готовы не замечать очевидных закономерностей, которые проверены на десятках и сотнях других бизнесов и работают независимо от обстоятельств?

Откуда берутся эти сомнения? Почему люди готовы придумывать все, что угодно, лишь бы ничего не менять? Любое действие – это, прежде всего, принятие ответственности на себя за результат. И затраты определенного количества ресурсов (времени, энергии, денег) на достижение этого результата. И вносить изменения в свой бизнес, в свою жизнь всегда нелегко.

Чаще всего, все предпочитают действовать по накатанной колее. И жалуются на то, что результаты не устраивают – бизнес приносит мало доходов и занимает все время, клиенты не спешат покупать продукты/услуги, сотрудники — лентяи и разгильдяи и еще десяток-другой вариантов. При этом как-то забывается, что если действовать так, как и всегда, получишь тот же результат, что и всегда. И чтобы изменить результат, надо что-то поменять в своих действиях. Как говорится: хочешь понять – действуй!

И здесь мы получаем 2 модели поведения.

Первая – модель действия. Когда человек берет что-то и внедряет. А потом смотрит, что получилось. Тестирует результаты. И если результаты его устраивают, берет эти методы на вооружение уже на постоянной основе. А если не получается – что ж, зато я хотя бы попробовал. В любом случае мы что-то получаем – или результат, или опыт.

Вторая модель – постоянного поиска причин, почему это не сработает. И здесь человек начинает искать подтверждение своим страхам и убеждениям. И, как говорится, кто ищет, тот всегда находит. Всегда найдется сотни и тысячи причин, по которым не будет работать тот или иной способ или метод работы.

Все вы уже наверно слышали историю о майском жуке. По всем научным представлениям, он летать не может: вес слишком большой, крылышки коротковаты. А почему же тогда он летает? Ответ простой: он не знает о том, что не может летать. Он просто берет и делает.

Поэтому две этих модели – критика и делателя, они вместе не уживаются. И самая главная опасность, которая мешает нам достигать действительно серьезных результатов, это впасть в позицию критика и еще до начала действий убить все в зародыше. И потом с чувством выполненного долга впасть опять в состояние неделания.

P.S. Добавлю, что написанное выше про позицию критика никак не соотносится со стратегией креативности Уолта Диснея. В этой технике используется принцип позитивной критики, направленной в помощь реализации цели, а не поиск причин, по которым она не сработает никогда.